ТОРФОПРЕДПРИЯТИЕ "НАЗИЯ"
      В 30-е годы ХХ века в нашей стране начинается активное развитие энергетики, наряду с первенцем ГОЭЛРО - Волховской ГЭС для снабжения города Ленинграда электроэнергией, в достаточном для развивающейся промышленности объеме, строится новая ГрЭС-8 в 45 километрах от города в городе Кировск. ГРЭС в первую очередь ориентирована на работу на торфе. Для снабжения электростанции торфом закладываются два торфопредприятия - Синявинское (в непосредственной близости от ГРЭС) и торфопредприятие Назия. На ГРЭС строится железнодорожное хозяйство широкой колеи, с собственным локомотивным депо, парками приема и отправления, с путями на резервные склады торфа. Для упрощения работ по перегрузке и доставки торфа к котлам строится четыре линии эстакад для выгрузки, выгрузка осуществлялась из ширококолейных вагонов напрямую в бункеры-накопители, расположенные прямо в здании ГРЭС. Одновременно с пуском ГРЭС в эксплуатацию начинается добыча торфа на торфопредприятии Назия, для вывозки торфа было решено использовать узкоколейную железную дорогу. Всю инфраструктуру торфопредприятия разместили в поселке Жихарево, там построили ремонтно-механические мастерские, локомотивное депо, перегруз в вагоны широкой колеи. Изначально добыча торфа велась в районе бывшего пос. Америка и Люкосарского озера. К началу 40-х годов на торфяных полях была построена довольно развитая сеть УЖД. Кроме того, было построено 8 рабочих поселков для торфодобытчиков (Рабочий поселок №6 размещался близ о.п. Поляны окт. Ж.д. и не имел связи с УЖД, Рабочий поселок №7 - пос. Америка). К началу войны была практически начата отсыпка насыпи от 5-го рабочего поселка в сторону  Кировска (досыпали чуть дальше пересечения с широкой колеей рядом с о.п. Апраксин), однако, закончить строительство этого проекта помешала война.
         До войны на торфопредприятии преобладал гидравлический и багерный способ добычи торфа, схема внутримассивных путей позволяла организовать кольцевую схему движения составов с разделением груженого и порожнего направлений через 4-й поселок и две соединительные линии, что было весьма прогрессивно для того времени. На каждом примыкании соединительных линий были обустроены посты с дежурными по посту и водоемами для пожаротушения и экипировки паровозов водой. На дороге осуществлялись активные пассажирские перевозки между поселками.
      В годы Великой Отечественной Войны деятельность предприятия была парализована, УЖД не эксплуатировалась. В январе - феврале 1942 года нашими войсками с использованием уже существовавших линий была построена военно-полевая дорога Жихарево - Жарок.

После войны началось активное развитие дороги, торфопредприятие стало опытной базой ВНИИТП. Рабочие поселки 6, 7 и 8 после войны так и не были восстановлены, зато были открыты новые - малуксинский и Лесной, куда была проложена УЖД.
     На предприятии испытывались опытные образцы подвижного состава (АПУ-О, ЭСУ-О, УПБ-О, вагон-путеизмеритель и др.) и торфодобывающей техники (ПНД-О, УМПФ и др.). В 1961-65 годах Назии были построены завод ТМАУ, опытный механический завод ВНИИТП и завод по ремонту торфяных машин. Была пущена в строй собственная пекарня, куда проложили подъездной путь узкой колеи. Были построены склады для продовольствия и товаров народного потребления с подъездными путями узкой и широкой колеи, склад готовой продукции завода ТМАУ.  Торфопредприятие наряду с гидроторфом начало внедрять фрезерный способ добычи торфа. Значительно реконструировали железнодорожное хозяйство, построили новое депо, новые пункты перегруза, которые значительно механизировали процесс перегрузки торфа. Построили еще несколько перемычек по болотам и продлили закольцовку до 5-го поселка. По уже отсыпанной насыпи на Кировск уложили путь до песчаного карьера в районе реки Назия. Внедрили электрическую централизацию стрелок и сигналов на станции сортировочная и на некоторых постах.
      За все время существования узкоколейки на ней работали паровозы серий О, К, 157, один немецкий паровоз Мh, который попал на эту дорогу в качестве трофея (паровоз 51M узкоколейки Грайфсвальд-Волгаст в графстве Померания) и другие паровые локомотивы как отечественной, так и импортной постройки. На послевоенный период в парке дороги находилось два паровоза завода Оринштейн и Коппель 1900 и 1914 годов постройки, 4 коломенских паровоза 1900-1927 годов выпуска, 4 паровоза завода "Вулкан" 1914 года выпуска, 4 паровоза серии 157 Сормовского завода 1936 года постройки, 3 паровоза серии 159 (Подольского и Коломенского заводов выпуска 1932-1936 гг.). В 50-е годы на дорогу поступают паровозы Гр (148 г.в.), два паровоза Кч4 (1949,1950 г.в.), ПТ4 (1952 г.в.), ВП2 (1951 г.). В конце 50-х на смену паровозам начинают поступать мотовозы МУЗ4, МД54-4, а позже тепловозы ТУ4, электростанции СЭП2 и СЭП2м, ЭСУ1, ЭСУ2а. Кроме того, на дороге работали дрезины ПД-1 и СМД-1, было организовано пассажирское движение между рабочими поселками, ежедневно курсировали школьные поезда, перевозя детей из рабочих поселков в школу в Назию, доставка продуктов в рабочие поселки осуществлялась в специальных «продуктовых» вагонах. На дороге имелся специальный «похоронный» вагон, его местом постоянного «жительства» был 5-й поселок, где путь к магазину проходил в непосредственной близости от кладбища. В опытной эксплуатации находилось несколько аккумуляторных дрезин собственной конструкции и электротепловоз ТЭУ-1-01 с демонтированным электровозным оборудованием.
      В поселке Жихарево располагался опытный завод ВНИИТП, который занимался постройкой различной опытной продукции. В частности на нем были построены вагон-путеизмеритель ВПИ-О и пассажирская автомотриса АПУ-О. С вагоном-путеизмерителем было совершено несколько пробных поездок по сети УЖД торфопредприятия, а потом он на долгое время встал в тупике завода, где и был разрезан в металлолом. Автомотриса после постройки попала для опытной эксплуатации на УЖД Селивановского торфопредприятия, а затем, по окончанию испытаний вернулась на завод. Некоторое время АПУ-О еще обкатывали на путях УЖД ТП Назия, а затем она встала на "вечную стоянку" рядом с вагоном, где и разделила его учесть в 2000 г.
     К началу 80-х годов основной объем торфа был практически выработан, добыча велась за 5-м поселкам и на болоте Гладкий Мох, куда проложили ветку. Александровская. Выработанные поля предлагалось раздать жителям Ленинграда под садовые участки, а УЖД приспособить для перевозки дачников, однако дальше идей и статей в прессе это не продвинулось.

     
К концу 80-х годов основной потребитель ГрЭС-8 отказался от торфа, и движение по узкоколейке соответственно резко сократилось. В 1997-98 годах отменили пассажирское движение на 5-й поселок, а ветку к нему разобрали. Добычу торфа для котельной поселка и для сельского хозяйства вели в р-не раз. Александровка до 2000 года. Уже перед самым закрытием на узкоколейку было привезено несколько самоходных электростанций с уже разобранного Ириновского торфопредприятия. К ноябрю 2001 года УЖД прекратила свое существование, пути были полностью разобраны, весь подвижной состав разрезан в металлолом. В 5-й поселок, который некоторое время оставался без связи с «большой землей» по насыпи УЖД была проложена вполне приличная автодорога. В музей Окт.жд (площадка на ст.Шушары) в 1999 году с этой узкоколейки были перевезены 4-х осный крытый вагон (з-д Grunberg, 1908 г.) и дрезина ПД-1, которая эксплуатировалась на движении до 5-го поселка до 1997 года.
        В 2003-2004 году на территории станции сортировочная началось строительство нефтяного терминала, в связи с чем территория подверглась значительной перепланировке. На 2006 год о существовании крупной станции Сортировочная напоминали лишь развалины локомотивного депо.

Для нужд все возрастающего строительства в регионе в поселке Жихарево в начале 70-х годов начинается строительство комбината стройматериалов. Котельную комбината построили для работы на торфе с ориентацией на соседнее торфопредприятие. На территорию комбината были проложены подъездные пути широкой и узкой колеи. Обмен вагонов на котельной комбината производили локомотивы торфопредприятия, а затем в конце 80-х комбинат приобрел собственный локомотив ТУ8.
      К 1997 году котельная комбината была переведена на газ, подъездные пути узкой колеи были разобраны, небольшой участок пути колеи 750 мм оставался на территории комбината и не использовался. Тепловоз долгое время стоял «под забором» и в 2002 году в процессе реконструкции комбината был разрезан в металлолом.



Материал предоставлен Корсаковым Александром (сайт "УЖД Северо-Запада" )
План Т\П  Назия  в сезоне 1951 года
Hosted by uCoz